История йоги.
История йоги восходит к древнейшим временам, описанным только в легендах и сказаниях. Предполагается, что возникло это древнейшее учение в мифической цивилизации Арктиде много тысячелетий назад. Оставшиеся в живых после постигшей их катастрофы обитатели Арктиды передали свои знания жрецам Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды. И уже из рук этих посвященных учение йоги пришло собственно в Индию.
Систематизация Патанджали
Первые артефакты, сообщающие об учении йоги, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Однако большее развитие это учение получило в XV-VI веках до н.э., когда философская мысль Индии воплотилась в великих священных книгах: появились Веды и Упанишады.
Именно эти философские труды стали основанием для развития различных философских систем Индии, одной из которых и явилась йога. Основателем йоги признают Патанджали, который написал сочинение «Йога-сутра». Труд этот стал предметом множества комментариев и сегодня именно ему мы обязаны классическим изложением йоги. О самом авторе известно не много, не знаем мы даже точных дат его жизни, но главное, что Патанджали скомпилировал технику аскезы и медитаций, древность которых не подвергается сомнению. Можно утверждать, что Патанджали принял самое старое из ортодоксальных направлений, схожее с йогой - философскую систему Санкхья, - но преподнес его весьма своеобразно. В йогу, которая была в то время своего рода мистической традицией, включающей рецепты медитации, концентрации и экстаза, он внес систематичность, позволяющую ей достичь ранга философии, придав теистическую окраску, отрицавшуюся Санкхьей.
Йога и индийские религии
Однако, сколько бы ни важна была роль Патанджали, он был лишь систематизатором, причем весьма запоздалым. Долгое время йога отфильтровывалась в индийских религиях, как ортодоксальных, так и других. Например, несомненно, существовала связь йоги с шаманством. Йога восходит к шаманству и сохранила некоторые его элементы. Однако, если шаманство – техника экстаза, приводящая к оставлению тела в трансе, то йога стремится к экстазу, при котором дух замыкается сам на себе, чтобы лучше постичь истину, достичь самопогружения, понимания себя самого.
Будучи далекой от рутины священников, ритуальной мелочности, йога не имеет налета набожности, а являет собой, скорее, индивидуальный аскетизм. Считается, что йога имеет экстра-браминское происхождение. Она выступает как учение, способное оторвать личность от ее привычек, изолировать от суетности мира, чтобы реформировать его. Она вносит мистический, аскетический дух, отличный от ритуалов браминов. Йога дала возможность подлинного освобождения, обеспечила уничтожение чрезмерных интеллектуальных претензий посредством строгой аскезы, которая требует асан, очищения, упражнений, управления дыханием, концентрации духа и т.п. Отметим, что расцвету йоги в Индии благоприятствовала, главным образом, шиваитская религия.
Йога и современность
В ХХ веке йога приобрела необычайную популярность во всем мире. Однако, если восточный человек рассматривает йогу как дисциплину уединения, самопогружения, то для западного человека ХХ века йога стала больше системой, которая позволяла развиваться физически, избавляться от стресса и расслабляться. Такое применение йоги зачастую имеет место и сегодня, ведь для цивилизованного человека первостепенно именно это прагматическое качество системы. Нам нужно держать себя в тонусе и бороться с эмоциональными перегрузками, поэтому на западе и в России йога часто используется чисто симптоматически – как психотерапевтическое средство или как физкультура. Однако и в этом новом качестве йога продолжает свое развитие и продолжает свой долгий путь через тысячелетия.