Свами Адвайта. Скрытая сила голоса
Случалось ли вам слушать звуки своего тела? Биение сердца, пульсацию крови, психоделическую музыку мозга? Случалось ли вам петь в одиночестве, часами напролет изливая свои чувства небу? Или в безветренный день в горах, случалось ли вам слышать звук тишины, омкар?
Пение и слушание, позволение звуку и голосу все глубже и глубже расслабить мое существо, затронуть и осветить все его потаенные уголки, и затем экспериментирование с результатами на физическом, эмоциональном, психологическом и духовном уровнях… Все это было, начавшимся в 70-х, долгим и чудесным приключением музыканта и исследователя, которому новые звуки проникали в самую глубину сердца, и чья жажда экспериментировать выливалась в создание музыки и пение совместно со многими друзьями, идущими по тому же пути радости и исследований.
С тех пор пение и боевые искусства стали моими каналами, моей медитацией для исследования того, кем я являюсь, для интенсивного проживания настоящего. После нескольких лет экспериментов, иногда опасных, иногда забавных, иногда неосознанных, но искренних в поиске новых путей, ведущих к свободе в музыке и в жизни, последовали путешествия по Востоку и Азии, встречи с замечательными учителями, развивающими науку о звуке, погружение в различные методы исследования и медитации, пение мантр, зикр, бхаджана, обертонов и священных песен, практики с тибетскими колокольчиками и раги. Мое внимание к звуку привело к росту осознанности и желанию поделиться красотой и интенсивностью этого пути.
Я назвал его скрытой силой голоса, потому что часто все самое глубокое и интимное в нас скрыто из-за условностей и напряженных ритмов современного ума, из-за погружения в сон нашей важнейшей потребности в истине. Это покажется странным, но если вы попытаетесь записать свое пение, а затем прослушать запись, очень немногие из вас узнают и оценят свой собственный голос, а ведь наш голос вместе с дыханием присутствует в нашей жизни с самого рождения до самой смерти. Со звуками или словами, он всегда присутствует во всех эмоциональных моментах жизни, как в радости, так и в боли, как в восхищении, так и в скуке.
Сила нашего голоса проникает в самую глубину, расслабляя нервную систему и позволяя проявиться нашей интуиции и восприимчивости, позволяя исцелять и проживать настоящий момент. Существуют звуки для расслабления разных частей тела: сердца, живота, горла, звуки для эмоционального расслабления, звуки чистой красоты. И во время пения возникает общение и единение с самим собой и окружающими, иногда возможность постучать в открытые двери божественного, или, другими словами, расслабить нервную систему настолько глубоко, чтобы полностью погрузиться в момент здесь и сейчас, где время замирает, пространство теряет все границы, где возникает звук молчания…
Во время осознанного пения не возникает ни трудностей, ни суждений о своем голосе: красив ли он или уродлив, попадаем мы в ноты или нет. Даже если вы никогда не пели из-за робости или страха, или были звездой рок-н-ролла или оперным виртуозом, просто позвольте себе петь в полную силу, пробуйте звуки, и продолжайте наблюдать.
Иногда наступает время для зикр "правильных воспоминаний" из суфийской традиции, мистики ислама, непрерывных повторений имен и качеств Аллаха, сопровождаемых энергичными и гипнотическими движениями тела, танцем осознанности и красоты, фана-бака, для воспоминания того, кем вы являетесь в атмосфере света и улыбки.
Или волшебный мир обертонов, гармонии, способности голоса создать два и более звуков одновременно. Ангельские и полные мистерии голоса существуют во многих традициях песнопений, от амазонских джунглей до Болгарии, от Ближнего Востока до григорианского пения или хора монахов греко-русской православных церкви, от музыки нью-эйдж до голосов бушменов, а в Тибете и Монголии обертонное пение стало наукой о звуке, глубокой релаксации, медитации и исцелении пространства. Если доведется вам услышать пение тибетского ламы, вы, несомненно, будете впечатлены его величием, его голосом, словно землетрясением на одном только аккорде, уникальной вибрацией, способной тронуть до глубины души, звуком «Аум», глубоким и расслабляющим, идущим через наш энергетический центр Хара, центр самых ярких эмоций. Даже если сначала это покажется невозможным, каждый может создавать обертоны, если он способен говорить.
И мир мантр, часто из индуисткой и буддийской традиции, приятное и в то же время интенсивное повторение имен божеств или Будды, а также их качеств, без какого-либо оттенка религиозной идеологии, Кришны, Шивы, или Гаутамы, Ганеши, или Деви Тара…
Они только лишь звуки и формы беззвучного и безымянного, их повторение является наукой звуков, затрагивающих и расслабляющих внутренние органы, нервную систему, приносящих с собой осознанность настоящего момента, аромат божественного, широкую улыбку и молчание.
И затем любовь к Ошо, мастеру во множестве форм, является основой для священных песен, расслабляющих сердца простыми мелодиями и словами, воссоздающих обычную красоту его присутствия. За те годы жизни, медитации, учебы и общения, которые я провел в Пуне, самым ярким и наполненным любовью моментом был день, когда я пел в Самадхи, зале для медитаций, где покоится прах Ошо, и мог таким образом выразить свою благодарность к нему, к его видению, к его пространству. Вначале я был настолько взволнован, что с трудом смог начать петь, но я так благодарен этому моменту.
ВСЕ это и еще многое другое, медитации со звуком, прикосновения и звуки, общение и выражение своих чувств, все это представляет собой скрытую силу голоса, возможность и дар этой прекрасной жизни.
И если кто-то попросил бы меня сказать в нескольких словах, почему я продолжаю петь уже более 30 лет? Ответом было бы: потому что в эти моменты мое сердце просто счастливо, вот и все!!